?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
По следам экспедиции С.М. Прокудина-Горского
antoshek

После большого перерыва решил написать серию постов по итогам поездки в Вологодскую область этим летом. Одной из ее целей было найти точки съемки Прокудина-Горского (1909 года) вдоль Мариинской водной системы от Белозерска до Вытегры и постараться снять кадры из серии «было-стало» для проекта www.prokudin-gorsky.org (рубрика Фотосравнения).



Сергей Михайлович Прокудин-Горский, фотограф и химик, пионер цветной фотографии, автор уникальных цветных снимков дореволюционной России, в 1909 году отправился на пароходе «Шексна» в экспедицию по каналам, рекам и озерам Мариинской системы из Петербурга до Волги.







Сергей Михайлович Прокудин-Горский




Это была его первая именно фотографическая экспедиция, целью которой было запечатлеть Россию в цвете. Она положила начало созданию Коллекции достопримечательностей Российской империи, которая просто каким-то чудом дожила до нашего времени, правда, с утратами.

Итогом той первой экспедиции 1909 года стало большое количество цветных фотографий вдоль всей водной системы. Меня же в этот раз интересовала ее часть от Белозерска до Вытегры, а также город Кириллов и его окрестности. Хотя сам Прокудин-Горский плыл на пароходе от Онежского озера до Белого, мое путешествие получилось «в обратном направлении».




01-Shexna.jpg


Пароход «Шексна»




Снимал Прокудин-Горский камерой большого формата системы Митте-Бермполя на бромосеребряные стеклянные пластинки последовательно через три светофильтра: синий, зеленый и красный, использовал сенсибилизатор собственного рецепта. Для демонстрации использовался специальный проектор, сводивший три негатива в цветное изображение.








Примерно так выглядела камера Прокудина-Горского











Проектор Görtz Triple мог демонстрировать тройные негативы в цвете




Оригиналы негативов сейчас хранятся в Библиотеке Конгресса США, там же они были оцифрованы, сведены и выложены на сайте. Многие энтузиасты, включая авторов проекта www.prokudin-gorsky.org, проводят свое сведение негативов и тщательно реставрируют драгоценные снимки.









Так выглядит тройной негатив











А так — сведенный из них цветной кадр




Помимо самих негативов сохранились также альбомы автора, в которых он вел картотеку снимков с черно-белыми копиями и подписями к ним. По этим подписям удалось идентифицировать многие точки съемки. Много негативов не сохранилось (по крайней мере, их местонахождение неизвестно), но для некоторых из них в альбомах остались черно-белые копии.








Для этого кадра с деревянной церковью Ильи Пророка в Белозерске исходных негативов не сохранилось, только ч/б копия в альбоме. Однако и для нее я попытался отыскать точку съемки





Из всех снимков, снятых Прокудиным-Горским на интересующем меня отрезке Мариинской водной системы, я отобрал примерно 50 штук, которые теоретически реально было повторить. Остальные были отсеяны либо по причине отсутствия хоть какой-то информации о точке съемки, либо потому, что, хотя точка и известна, но в настоящее время она мне недоступна. Например, в Коллекции есть кадры, снятые с несуществующих ныне колоколен или в затопленных при строительстве Волго-Балтийского канала местах. Некоторые точки недоступны по суше, но могут быть достигнуты по воде.









Подпись автора: «Землечерпательная машина Шекснинская I-я с черпаками и рефулером». Определить точку съемки этого кадра вряд ли будет возможно.












Для этого кадра с нефтеналивной баржей братьев Нобелей «Евгенiя» точка съемки известна, но для его повторения теперь нужна лодка












«Общий вид гор. Кириллова с колокольни Казанского собора». Колокольня ныне не существует, поэтому для повторения потребуется квадрокоптер, которого у меня нет (пока)






Забегая вперед, скажу, что и из отобранных кадров, к сожалению, удалось сделать не все. По разным причинам, в том числе потому, что часто обстановка за 109 лет изменилась на столько, что сделать привязку к местности оказалось невозможно (новая застройка, разросшиеся деревья). Подробнее об этом расскажу позже, к каждому подобному снимку.

Отдельной проблемой был подбор правильного фокусного расстояния для повторения кадров. Так как Прокудин-Горский снимал на большой формат, по некоторой информации, целым набором объективов с разными фокусными, да и в любом случае пересчет с большого формата на мой цифровой кроп — это отдельная история, поэтому фиксы решил не использовать, а взял зум Minolta 28-85 и ширик Sigma 10-20. Для одного из кадров пригодился телевик Minolta 70-210.

На этом с вступлением всё, далее — фотосравнения. Мне показалась очень интересной идея представления сравнений в виде анимации в формате gif, подсмотренная у одного из энтузиастов, в журнале to4et. При таком подходе разница «было-стало» наиболее очевидна, и провести анализ проще. Спасибо за идею)

PS. В интернете сейчас можно найти достаточно много информации и о самом Сергее Михайловиче Прокудине-Горском, и о его снимках, о технологиях первой цветной фотографии и об истории обретения его коллекции. Достаточно ёмко, интересно и красиво об этом рассказано в документальном фильме Л. Парфенова «Цвет нации». Настоятельно рекомендую всем заинтересовавшимся.


Posts from This Journal by “Прокудин-Горский” Tag


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Лично мне ещё не попадались фото Горского с разным фокусным расстоянием, везде полтинник по ширине.

у меня есть подозрения, что он что-то снимал с фокусным примерно 35 мм на ФФ, т.к. мне кое-где потребовался ширик для повторений. Хотя, возможно, я неверно выбрал точку, либо она теперь недоступна. Дальше, по мере обработки отснятых кадров, видно будет.

Не по всякому снимку фокусное определить можно, надо чтобы как минимум три объёкта сохранились, два по краям вдали и хотя бы один на переднем плане.

Вытегорский погост на снимке Прокудина-Горского 1909 г.

Пользователь oldcolor сослался на вашу запись в своей записи «Вытегорский погост на снимке Прокудина-Горского 1909 г. и 109 лет спустя» в контексте: [...] снимка находится достаточно высоко, возможно, кадр делался с борта парохода «Шексна» [...]

  • 1