Category:

Деревня Волхова и подъемный мост. С.М. Прокудин-Горский. Сравнение 1909—2018

Из села Петровское двигаемся дальше в сторону Вытегры и по укатанной грунтовке добираемся до переправы у Волокова моста (авторское название деревни неверное, видимо, записывалось по памяти). Здесь Прокудин-Горский сделал еще один снимок: 

1909

Посмотрим, что здесь теперь.

Дорога плавно приводит к берегу реки. Старого моста, конечно, здесь нет, зато есть понтонная переправа:

В это время она как раз начала разводиться для пропуска какого-то судна, но самого корабля еще не было видно.

За сто с лишним лет канал стал значительно шире, и старая точка съемки сейчас недоступна, да и привязок никаких не осталось. Поэтому снял кадр «примерно в том же направлении»:

2018. Вид от города Вытегра против течения реки

Примерная точка съемки (на яндекс.картах):

Если предположить, что мост был на том же месте, где понтон, то надо бы отойти подальше для более точного повторения ракурса. Но дальше берег зарос деревами, поэтому можно снять только правее, да и то толком ничего не будет видно:

Вид в сторону города Вытегра по течению реки:

Понтонный мост уже отведен в сторону, к берегу. Ждем корабль, но его по-прежнему не видно!

Деревня Волоков мост находилась в те времена на другом берегу, у самого моста (с 1905 года это уже не деревня, а выселок). Теперь же, после постройки Волго-Балта, она расположена сильно южнее, далеко в стороне от канала.

Карта 1932 года
Современные Яндекс-карты

Мост несколько раз перестраивался. Прокудин-Горский запечатлел его в том виде, который он приобрел после реконструкции в 1905 году. А до этого он был не подъемный, а поворотный! Вот так выглядел Анненский мост до перестройки (Волоков, видимо, был такой же):

Из книги Петрашеня

В 1905 году и Анненский, и Волоков перестроили по образцу моста в Вытегре. Позже Волоков был перестроен еще раз:

Фото не ранее 1923 года. Видно, что мост получил по дополнительному пролету с каждой стороны. Снято с левого берега реки Вытегры против течения (так же, как у Прокудина-Горского)

Интересно, что на старом кадре Прокудина-Горского собралось достаточно много людей и животных, ожидающих возможности перебраться на другой берег:

Все смотрят в кадр) Интересно, их специально для съемки так расставили и мост развели?
Небольшое стадо коров и повозка тоже ожидают в очереди на переправу

Как видно, мосты очень активно использовались всеми видами транспорта. Хотя вообще в прошлые времена мостов было больше, почти на каждом шлюзе. Теперь же от Онежского до Белого озера (это больше 150 км по трассе) всего три переправы: в Вытегре, у Волокова моста и у Анненского моста. Вот и сейчас у понтона на обоих берегах выстроились приличные очереди из машин.

На старом снимке за мостом видна труба и корпус парохода «Шексна», на котором плыла экспедиция Прокудина-Горского:

Рядом с мостом находилась скромная, но аккуратная часовня Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1887 году:

На переднем плане снимка ПГ видны канавки правильной формы. Возможно, это следы засыпки и сужения русла реки Вытегры, для уменьшения длины моста. Слева виден мостик бечевника через одну из канавок или ручей:

Тем временем долгожданный корабль доплыл до переправы, и оказалось, что это нефтяной танкер:

Забавная получилась «ответочка» на кадр Прокудина-Горского с наливной баржей Нобеля «Евгения» :)

Этот кадр сделан ПГ в селе Анхимово, расположенном относительно недалеко от Волокова моста, ниже по течению


Что почитать:

1. Петрашень И. Мариинская Система: 1810—1910. СПб., 1910.

2. Группа ВК «Анненский мост».

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded